Молодежный рост
Впервые после очередного витка кризиса в 2014 году исследовательское агентство NPD Group зафиксировало положительную динамику в индустрии питания вне дома. Начиная со второго квартала 2017 г., рынок фудсервиса стал расти и по результатам 11 месяцев 2017 г. прибавил 2% в деньгах к аналогичному периоду 2016 года.
Прежде всего, своим оживлением рынок обязан молодежи: именно посетители в возрасте от 18 до 35 лет стали чаще ходить в рестораны и обеспечили практически половину трафика. За 11 месяцев 2017 г доля таких гостей в общем трафике составила 48%, что на 2% выше показателя 2016 года.
«В России выросло целое поколение, которое не противопоставляет рестораны домашней готовке, — комментирует руководитель NPD Group в России Мария Ванифатова. — По дороге с работы или учебы молодые люди заходят в демократичный ресторан, чтобы не готовить дома, едят прямо в заведении или заказывают на вынос. Для них ужин в демократичном заведении также привычен как покупка продуктов в супермаркете».
И похоже, что молодая аудитория не готова отказываться от своих привычек в дальнейшем.
Темпы изменения трафика по возрастным группам
Возрастная группа | Первые 11 месяцев 2016 г. по сравнению с аналогичным периодом 2015 г., % | Первые 11 месяцев 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом 2016 г., % |
18-25 лет | -6.00% | 4.40% |
26-35 лет | -2.00% | 7.90% |
36-45 лет | -7.00% | -2.40% |
45-49 лет | -1.00% | -3.30% |
Смена мотивации
Мотивация похода в рестораны за последние пять лет поменялась трижды:
- В 2013-2014 гг. люди воспринимали рестораны как возможность выйти в свет и попробовать еду, которую не приготовить дома.
- В 2016 г. доходы населения существенно сократились, многие отказались от поездок за границу и стали воспринимать рестораны как место развлечения, смены обстановки и отдыха.
- В 2017 г. исследования зафиксировали еще один мотивационный сдвиг, когда еда вне дома окончательно стала частью образа жизни — люди заходят в заведения просто поесть и пообщаться, вместо того, чтобы готовить дома.
Рестораторы со своей стороны стремятся учитывать новые потребности посетителей, прибегая к помощи новых технологий и сервисов. Так, в 2017 г. активно развивались всевозможные сервисы по доставке, в сетевых проектах появились терминалы для приема заказа, потребитель смог забирать свой заказ в ресторане. По данным NPD, популярность услуги онлайн заказа на вынос заметно росла в 2017 г. и в крупных европейских городах. К примеру, в Лондоне онлайн заказы обедов, которые потребитель забирал в ресторане самостоятельно, увеличились в 2017 г. на 20%.
Прагматичность и расчет
Лучше всех в 2017 г. себя чувствовали бюджетные демократичные заведения. Фастфуд вырос на рекордные 10% за счет открытия новых точек по всей стране, а доступные пекарни и кофейни прибавили 4% (данные за 11 месяцев 2017 г .по сравнению с аналогичным периодом 2016 г.)
Темпы изменения трафика по сегментам
Заведения | Первые 11 месяцев 2017 г. по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. |
Фастфуд | 10.00% |
Рестораны | -7.00% |
Кофейни | 4.00% |
Заправки и кулинарии | 1.00% |
Столовые | -6.00% |
Потребители стали относиться к заказу еды в заведениях прагматически. Вкусная и качественная еда потеснила значимость атмосферы и прочих внешних атрибутов при выборе заведения. Цена по-прежнему была важным фактором. По данным исследования NPD, потребители чаще обращали внимания на цены и наличие спец-предложений.
«Реальные располагаемые доходы населения не выросли, и люди продолжали взвешенно подходить к своим тратам на питание вне дома, — комментирует Мария Ванифатова. — Если еще в 2014 году на цену и спецпредложения обращали внимание 16% покупателей, то в 2017 их количество выросло до 18%». Средний чек на одного человека на рынке практически не изменился за год из-за продолжающегося роста дешевых концепций и составил 266 руб.
Справка:
Американская компания The NPD Group занимается исследованием и консалтингом более чем в 20 странах мира. Основана в 1971 году. NPD исследует товары для детей, спортивную одежду и обувь, рынок косметики, автомобилей, информационных технологий, розницу и проч. В России компания с 2012 года проводит регулярные исследования рынка спортивной одежды и обуви и индустрии питания вне дома.
Для анализа рынка фудсервиса в NPD разработана специальная онлайн методология Crest, по которой постоянно исследуются рынки 13 странах. Посетители ресторанов регулярно заполняют онлайн дневники, где отмечают, к примеру, когда и по какому поводу они ели вне дома, как выбирали заведение, блюда из меню, какую сумму заплатили и на что обратили внимание. В России панель Crest была запущена в 2012 году, в ней участвуют более 10 тысяч жителей 8 крупнейших городов (Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород, Казань, Ростов-на-Дону, Самара).
Подробнее www.npd.com и npdgroupblog.com
Отправить ответ