Игорь Бухаров: «Профессиональный стандарт — это ориентир как для специалистов, так и для бизнеса»

О том, как обстоят дела с введением профессиональных стандартов в индустрии гостеприимства для объективной оценки уровня компетентности сотрудников, нашему изданию рассказывает президент Федерации рестораторов и отельеров.

— Какова сегодня реальная ситуация с профстандартами?

Игорь Бухаров, президент Федерации рестораторов и отельеров

— Независимая оценка квалификации работника — это всего лишь одна из составляющих национальной системы квалификации, которая сейчас в России формируется во всех сферах. К настоящему времени уже утверждены восемь профессиональных стандартов для нашей индустрии, еще три профессиональных стандарта находятся в активной фазе разработки, практически завершена работа по разработке отраслевой рамки квалификации, приближаемся к завершению работы по приведению государственных образовательных стандартов в соответствие профессиональным стандартам. Очень много сделано для мобилизации профессиональных сообществ и региональных объединений работодателей индустрии на совместное создание работающей системы квалификации: все большее количество экспертов, заинтересованных лиц вовлекаются в непосредственное участие в работе.

— А что вы скажете про независимую оценку квалификации?

— По этому вопросу работа уже активно ведется. К концу 2016 года планируется запустить процесс в центрах по оценке квалификации (ЦОК) в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Самаре и Оренбурге. Возможно, успеем открыть ЦОКи еще в нескольких городах. Фонды оценочных средств по большей части профессиональных квалификаций в нашей индустрии, по которым уже есть утвержденные профессиональные стандарты, практически готовы. Самое важное во всем этом — эксперты, которые будут непосредственно принимать экзамены. К вопросу: «А судьи кто?» — мы относимся очень серьезно. Для того чтобы начать проводить независимую оценку квалификации, уже есть эксперты, которые прошли дополнительное обучение и были успешно аттестованы. Но экспертов требуется, конечно, гораздо больше, поэтому мы призываем по этому направлению также включаться. Уже началась работа по аккредитации профессиональных мероприятий. Первопроходцем был Всероссийский национальный финал чемпионата мира среди барменов World Cocktail Championship 2016, участники которого получили сертификаты с баллами, которые позволят пройти процедуру независимой оценки квалификации в несколько упрощенном режиме.

— Насколько активно используются сегодня профстандарты в качестве критериев при найме ресторанного персонала и оценке квалификации действующих сотрудников?

— Здесь важно понимать, что профессиональный стандарт — это приведение в определенную форму тех требований к знаниям, умениям и навыкам, которые уже предъявляют работодатели и профессиональные сообщества. Конечно, за основу брались лучшие современные практики, поскольку основная цель всей системы — это повышение производительности и качества труда. Поэтому то, что указано в профессиональных стандартах, в большей или меньшей степени, осознанно или нет, используется всеми. Что касается оценки квалификации, то процесс только начинается, говорить об уровне активности стоит ближе к декабрю этого года. Надо отметить, что уже сейчас есть обращения со стороны ряда компаний и отдельных сотрудников на предмет прохождения независимой оценки квалификации. Самые первые, кто столкнулся с оценкой квалификации, — это эксперты.

— Какие факторы сегодня препятствуют более активному внедрению системы сертификации, ориентированной не только на выпускников учебных заведений, но и на специалистов со стажем?

— Основной фактор — это непонимание пока еще большей частью самих специалистов, для чего это нужно, не говоря о том, что многие о профессиональных стандартах, независимой оценке квалифи-кации ничего не слышали. Здесь важно понимать, что профессиональный стандарт — это ориентир как для специалистов, так и для бизнеса, с помощью которого можно понять, над чем нужно поработать, чтобы быть на уровне лучших.

— Как бы вы оценили ситуацию на кадровом рынке в сегменте HoReCa? Прослеживаются ли какие-нибудь позитивные изменения по сравнению с тем, что было на рынке год назад?

— На сегодняшний день изменения настолько незначительны, что о них трудно что-то говорить. Текучка линейного персонала в течение года составляет порядка 50%, то есть примерно каждый второй сотрудник в течение года минимум один раз меняет место работы. Говоря об изменениях на кадровом рынке в свете требований, установленных профессиональными стандартами, и независимой оценки квалификаций, сейчас мы находимся в начале пути. Сегодня приходится все переделывать и ломать сложившуюся систему.

Оставьте первый комментарий

Отправить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован.


*